Недалеко от Москвы, а точнее около г. Подольска, находится одна усадьба. Редкие
посетители приезжают сюда издалека, иногда наведываются экскурсии. Не так
давно, в 1999 году, было исключение… Шумные толпы народа прохаживались по
Остафьевскому парку, по Русскому Парнасу, направляясь к памятникам Пушкину, Карамзину,
Вяземскому, Жуковскому - это был День Рождения поэта 6 июня…
Да, да… Речь пойдет об Остафьеве. На протяжении XIX столетия Остафьево
тесно связано с литературной и художественной жизнью Москвы, являлось в разные
годы местом творческих встреч представителей нескольких поколений литераторов:
А. И. Тургенева, И. И. Дмитриева, Д. В. Давыдова, А. И. Мусина - Пушкина, В. А. Жуковского,
В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, Д. В. Дашкова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова,
В. К. Кюхельбекера, Е. А. Боратынского, Н. В. Гоголя.
"Окруженный парком, большой усадебный дом казался камерным. Его связь с
природой подчеркивалась устройством обширной куртины перед главным фасадом
вместо традиционного парадного двора, посреди которой были установлены солнечные
часы с пушкой. Ровно в полдень луч солнца фокусировался на отверстии в стволе
пушки, заряженной порохом, и она стреляла"
В разные годы Остафьево принадлежало Вяземским, Шереметьевым, в XVII веке
оно часто переходило из рук в руки.
Для меня Остафьево особенно примечательно тем, что двенадцать лет Н. М. Карамзин
осуществлял здесь главную мечту своей жизни, он писал труд, подобного которому
еще не было. Это были восемь томов "Истории Государства Российского".
Память об этом событии увековечена в бронзе, в образе восьми томов "Истории" с
чернильницей перед ними. Необыкновенное спокойствие царит в парке… Не знаю почему,
но теплыми летними днями меня тянуло именно сюда. Здесь, на скамейке у
пруда, я готовилась к экзамену по истории, еще не зная, что именно этой науке в XIX
веке главным историографом страны было отдано целое десятилетие упорного труда
над летописями и документами свозимых из разных архивов…
Конечно, за два столетия многое изменилось. Иным стал Остафьевский парк, не
стало суконной фабрики, некогда бывшей доходной статьей усадьбы, но жизнь могла
бы идти здесь прежним чередом… Бредя среди вороха осенней листвы, можно видеть,
как желтые самолетики листьев кружатся в вальсе почтения возле памятников и падают
к их гранитным пьедесталам также, как и сто лет назад. Ветер качает их в своих руках,
слегка поглаживая кроны деревьев. В парке необыкновенно спокойно и красиво.
Не проникла в эти места лишь городская суета с шумом машин и прочими атрибутами
современной жизни.
В Остафьево три раза приезжал А. С. Пушкин. Его визиты были связаны с пред-
стоящей женитьбой на Н. Н. Гончаровой. В. Ф. Вяземская должна была стать его посаженной
матерью и хлопотала о ускорении предстоящего торжества. Обсуждался даже
вопрос о том, чтобы свадьба была в Остафьеве, но…
Во время войны 1812 года князь П. А. Вяземский "вступил в дворянское ополчение
и участвовал в Бородинском сражении, во время которого под ним была убита
одна лошадь и ранена другая. За это сражение он был награжден орденом св. Владимира
четвертой степени с бантом и памятной медалью. В честь этих событий Вяземские
украсили боковые фасады Остафьевского дома четырьмя барельефами. Остафьево
было свидетелем сражения с французами - писал Вяземский…"
Уже с конца XIX века Остафьево гостеприимно распахнуло двери своего музея
для всех желающих. Собрание живописи в музее насчитывало более шестисот полотен.
Оно включало произведения художников многих европейских школ - Германии, Ниде-
рландов, Италии, России и других и охватывало период с XIV по XIX век.
Собрание русской живописи XVIII - XIX веков в Остафьеве отличалось интересным
подбором и было представлено всеми жанрами. В него вошли работы известных художников А. А. Киселева, Л. Ф. Лагорио, В. Д. Сверчкова, А. И. Мещерского, И. К.
Айвазовского, Г. И. Угрюмова, Ф. Я. Алексеева, И. Захарова и других. Самым многочисленным
в коллекции русской живописи было собрание портрета. Это были портреты
императоров и европейских знаменитостей, семейные портреты и портреты друзей
дома.
В Остафьеве хранилось колоссальное собрание гравюр, насчитывающее десять
тысяч листов. Наиболее ранние из них с религиозными сюжетами относятся к XV -
началу XVI века.
Небольшой, но достаточно интересной коллекцией музея являлось собрание художественного
стекла и керамики. В коллекцию художественного стекла входили разнообразные по форме и
декорировке кубки, бокалы, рюмки, кальмы и другие предметы
европейских и русских стекольных заводов XVIII - XIX веков.
Выполняя волю отца, Павел Петрович Вяземский привез из Петербурга в Остафьево
хранившиеся в их семье вещи, принадлежавшие А.С. Пушкину при жизни, и предметы,
ставшие свидетелями его гибели. Среди них - письменный стол поэта, жилет,
в котором он был смертельно ранен, трость, пуговица Ганнибала. В витрине находилась
перчатка Вяземского (парная той, что была опущена в гроб Пушкина), кора с
березы, возле которой стоял поэт на дуэли с изображением места трагедии. В Остафьево.
находился портрет В. А. Жуковского с дарственной надписью А. С. Пушкину -
"Победителю-ученику от побежденного учителя...". В 1930 г. было принято постановление
- музей в Остафьево "свернуть, экспонаты перевести в другие музеи". Многое
было утеряно: на ликвидацию музея было отведено всего 4 дня. Сохранившиеся
экспонаты оказались в 22 музеях. Большинство пушкинских мемориальных вещей
находится в Санкт-Петербурге в Пушкинском музее на Мойке.
Сегодня в усадьбе, как и прежде, "веет тишиной, поэзией и светлыми преданиями
историко-литературными".
P. S. С огромной признательностью жду любые отклики на приведенный материал. Рада, если Вы, однажды побывав в Остафьево, просто опишите свои впечатления,
рада, если по возможности поделитесь какими-то материалами. Написать мне можно
или в гостевую книгу сайта, или по адресу Drakosha-1982@mail.ru
Вид на усадьбу со стороны аллей.
Все те же мирные и свежие картины:
Деревья разрослись вдоль прудовой платины,
Пред домом круглый луг, за домом темный сад,
Там роща, там овраг с ручьем, курганов ряд…
П. А. Вяземский
|
Вид на усадьбу при входе в парк.
Кругом, что ни шаг, то воспоминания о когда-то
кипевшей здесь жизни, и какие воспоминания! Три
поколения Вяземских сумели придать особое значени
мирному Остафьеву. Мысль русская здесь находила
гостеприимный приют и обновлялась для новых
трудов и деятельности…
С. Д.Шереметьев
|
Дальше